Инклюзивті білім беру - Средняя общеобразовательная школа № 9 https://9-semey.mektebi.kz/ ru Инклюзивті білім беру - Средняя общеобразовательная школа № 9 DataLife Engine Психологиялық-педагогикалық консилиумның 2022-2023 оқу жылына арналған жұмыс жоспары / План работы психолого-педагогического консилиума на 2022-2023 учебный год https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/295-psihologijaly-pedagogikaly-konsiliumny-2022-2023-ou-zhylyna-arnalan-zhmys-zhospary-plan-raboty-psihologo-pedagogicheskogo-konsiliuma-na-2022-2023-uchebnyj-god.html https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/295-psihologijaly-pedagogikaly-konsiliumny-2022-2023-ou-zhylyna-arnalan-zhmys-zhospary-plan-raboty-psihologo-pedagogicheskogo-konsiliuma-na-2022-2023-uchebnyj-god.html


]]>



]]>
admin Mon, 05 Sep 2022 18:23:53 +0600
Инклюзивті оқыту сыныптары туралы ереже / Положение о классах инклюзивного обучения https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/294-inkljuzivt-oytu-synyptary-turaly-erezhe-polozhenie-o-klassah-inkljuzivnogo-obuchenija.html https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/294-inkljuzivt-oytu-synyptary-turaly-erezhe-polozhenie-o-klassah-inkljuzivnogo-obuchenija.html

]]>


]]>
admin Mon, 05 Sep 2022 18:22:26 +0600
Нұсқаулық-әдістемелік хат / Инструктивно-методическое письмо https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/269-nsauly-dstemelk-hat-instruktivno-metodicheskoe-pismo.html https://9-semey.mektebi.kz/o-shkole/inkljuzivnoe-obrazovanie/269-nsauly-dstemelk-hat-instruktivno-metodicheskoe-pismo.html ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования


В Казахстане, как и во многих странах мира, инклюзивное образование является важнейшим направлением развития системы образования, поскольку в развитом международном сообществе инклюзивное образование признано в качестве инструмента реализации права каждого человека на образование.

Важной задачей нашего государства в области развития образования является обеспечение каждому ребенку равного доступа к качественному образованию.

В своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент страны Касым-Жомарт Токаев указал на то, что «…помимо решения насущных вопросов предстоит разработать и системные меры по обеспечению равенства возможностей для детей». При этом он подчеркнул, что «…наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения». В Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания стран» глава государства также отметил, что «наше образование должно быть доступным и инклюзивным».

В последние годы в стране достаточно большими темпами развивается инклюзивная политика, ратифицирован ряд международных документов, внесено много изменений в законодательные и нормативные правовые акты, проходят обсуждения на различных уровнях с участием всех заинтересованных сторон.

Предлагаем в помощь администрации школ и педагогов обзор нормативных правовых документов, имеющих ключевое значение для реализации принципа доступности и инклюзивности в образовательном процессе школ страны.


  • Рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды

На основе инклюзивной политики и инклюзивной культуры необходимо во всех организациях образования развивать инклюзивную практику. Эффективная реализация процесса включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс невозможна без глубокого понимания и соблюдения основополагающих принципов инклюзивной педагогики.

Напомним восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека*.

 




 
 


Инклюзивное образование представляет собой подход предусматривающий равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на совместное обучение со сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, культурной, социальной, этнической, расовой, религиозной принадлежности.

Следовательно, миссия организации образования состоит в удовлетворении адекватным образом разнообразных образовательных потребностей всех обучащихся.

Педагогам необходимо помнить о том, что у обучающихся различные интеллектуальные способности, разная обучаемость, к примеру: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, и, соответственно, большее число повторений для его закрепления, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное.

Уровень освоения детьми программного материала связан с применением технологии уровневой дифференциации обучения. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит с целью обучения каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп. Педагоги оказывают помощь обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей путем использования дифференцированных заданий, различных методов, основанных на адаптации учебных программ.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных обучащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации учитывает познавательные потребности учеников и их индивидуальные особенности.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Основной задачей индивидуального подхода в процессе обучения является предупреждение пробелов в знаниях обучающихся. При этом главное внимание уделяется организации коллективной работы обучающихся. Педагогу необходимо предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у отдельных обучающихся. В связи с этим он может рекомендовать таким обучащимся заранее прочитать материал в учебнике, обратиться к таблице, предложить еще раз выполнить аналогичное упражнение, задать наводящие вопросы, которые направляют мысль обучающегося.

Индивидуальный подход к обучению детей с ООП требует учета специфики каждого предмета. Педагогу необходимо создавать в классе такие условия, при которых обучающийся в любое время может задать любой вопрос. Овладение методами работы с детьми с ООП зависит от глубины изучения всего комплекса показателей, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. При этом важным является учет следующих характеристик личности:

  • первичные особенности, влияющие на физическое и психическое развитие ребенка;
  • состояние речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей;
  • особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым обучающимся. Необходимо помнить о том, что для некоторых детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

Важной особенностью деятельности педагога в условиях инклюзивного образования является многовекторность и разновариантность профессиональных действий. Среди множества задач, которые решает учитель на уроке, главной из них является включение каждого ребенка в различные виды деятельности в сочетании с созданием ситуации успеха.

В соответствии  с   приказом  МОН   РК   от   12   января   2022   года

№ 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» определены следующие группы детей с особыми образовательными потребностями:

  1. c поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушения воспитания в семье, детско- родительские и внутрисемейные отношения);
  2. c барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска; дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов);
  3. c ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

Ниже приводятся рекомендации и ссылки на ресурсы для педагогов в построении стратегии обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей.


Особые образовательные потребности

Стратегия учителя

С поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными

психологическими факторами (нарушения воспитания в семье, детско-родительские и внутрисемейные отношения)

Дети с выраженной виктимностью в поведении. Эту группу детей также можно подразделить на несколько категорий:

  • дети, страдающие соматическими заболеваниями, либо ослабленные, часто и длительно болеющие дети;
  • гипоактивные или медлительные дети;
  • депрессивные дети;

Дети с нарушениями в эмоционально- волевой сфере (в основном подростки).

  • гиперактивные дети, а также дети с синдромом дефицита внимания;
  • агрессивные дети;
  • дети с девиантным поведением;

Каждый конкретный опыт работы с детьми данной категории имеет индивидуальный характер. Все стратегии учителей определяются в сотрудничестве с семьей, психологом и с другими специалистами, кто может оказать помощь в адаптации и организации учебного процесса.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Трудности детей-сирот в обучении в школе и впоследствии неуспех их социализации в современном            обществе обусловлены специфическим социальным опытом сиротства, который включает в себя:

- травму привязанности и опыт депривации основных потребностей;

Трудности детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть компенсированы:

  • щадящими требованиями к успеваемости ребенка на начальных этапах его адаптации в приемной семье;
  • использованием нестандартных форм обучения: обучение в разновозрастных группах,   где      реализуются   эффективные

механизмы посредничества; участие старших

детей в обучении младших, формы взаимообучения;

- опорой на интерес ребенка, когда опыт успеха в одной деятельности может быть перенесен в другие сферы деятельности.

С барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети,

испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов)

Образовательные потребности ребенка- кандаса связаны с пятью разными группами характеристик: язык, базовые знания, эмоциональное состояние, социальные навыки, культурные нормы и правила. Эти образовательные потребности связаны, в первую очередь с языковыми проблемами, что предполагает особый подход к организации изучения государственного языка.

Ребенок, оказавшийся в трудной ситуации (мигрантов, беженцев), нуждается в социализации.

Необходимо учитывать языковые проблемы на любом уроке и использовать ряд приёмов, помогающих ученику справляться с учебной деятельностью. В частности ребёнку может быть предоставлен выбор способов (устная или письменная форма ответа, графическое или образное представление) и темп выполнения задания, увеличено время на выполнение работы, возможность использовать графические схемы, краткие инструкции, алгоритмы в виде пиктограмм.

С ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития

и эмоционально-волевыми расстройствами).

Неслышащие дети

Неслышащие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы.

Даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, неслышащие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Устная речь таких детей самостоятельно не развивается, поэтому их необходимо включать в длительную систематическую коррекционно-развивающую работу.

Необходимо знать, что дети с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя способами: слухо- зрительно, на слух, зрительно.

Обязательным условием успешного обучения ребенка с нарушением слуха в организации образования является адекватное определение степени нарушения слуховой функции и медикаментозное сопровождение, подбор модели слухового аппарата, его точная настройка с индивидуально изготовленным вкладышем и в соответствии с аудиограммой ребенка.

Совместно с формированием словесной речи в устной и письменной формах идет процесс развития познавательной деятельности личности ребенка.

Рекомендуется говорить, всегда находясь лицом к ребенку. Не двигаться слишком много по классу, что позволит ученику читать по губам. Поощрять работу в парах (помощь соседа по парте в указании страницы, задачи, инструкции и т.д.).

Слабослышащие дети

Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости.

У детей этой категории вибрационная чувствительность развита хорошо, поэтому

Педагогам рекомендуется использовать в общении с таким ребенком все возможные и доступные для него средства: устная речь, естественные жесты, мимика и другие.

Вопросы нужно ставить четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в

содержание, при этом стараться не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать.

В учебном процессе необходимо использовать как можно шире иллюстративный материал. Объём и содержание заданий на слушание и

говорение можно изменять в зависимости от психоречевого развития обучающегося.

Незрячие дети

Потеря зрения приводит к ограничению восприятия окружающего мира, что сказывается на темпе развития ребенка: недостаточный                                           уровень наглядно- образных                                представлений, пространственного                      мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие крупной и мелкой моторики, являющиеся причинами затруднений при обучении чтению, письму, счету, рисованию и др.

Нарушения зрения вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и др.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущения, восприятия, представлений и др.

Обучение незрячих детей в школе должно осуществляться с учётом особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недостаточно развитых функций.

Необходимо научить обучающегося владению приемами и способами ориентировки в предметно-пространственной и учебной среде:

  • на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву, клетку прибора);
  • умению правильно размещать на парте учебные принадлежности; свободно ориентироваться в приборе Л. Брайля; использовать освоенные речевые формы устной и письменной речи для коммуникации и др.;

Необходимо научить обучащихся обращаться за помощью к педагогу, одноклассникам при

поиске школьных принадлежностей.

Слабовидящие дети

Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

У детей со зрительными нарушениями замедленный темп, высокая зрительная утомляемость, требуется частый отдых для глаз.

Обучающимся данной группы характерны: снижение общей и зрительной работоспособности;                   замедленное формирование предметно-практических действий; возникновение трудностей в

овладении измерительными навыками и другие.

Необходимо ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ученика. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы он неукоснительно выполнял эти требования. При общении с ребенком не рекомендуется стоять против света, на фоне окна. Следует давать больше времени для выполнения заданий.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо узнаваемый по цвету, контуру, силуэту.

Во время урока рекомендуется называть каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто говорит.

Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют широкую и неоднородную группу, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены врожденными или рано приобретенными заболеваниями и

повреждениями.

Рекомендуется:

  • обеспечение безбарьерного пространства;
  • создавать зоны для отдыха, занятий;
  • соблюдать санитарно-бытовые, социально- бытовые условия в соответствии с двигательной патологией.

Желательно чтобы в школе был специально оборудованный медицинский кабинет и оборудованный зал для лечебной физической культуры.

Детям    с    неврологическим    характером двигательных      расстройств       требуется психолого-педагогическое                          и логопедическое сопровождение, а также оказание лечебной и социальной помощи. Дети              с     ортопедическим      характером двигательных расстройств нуждаются в психологической поддержке и соблюдении щадящего индивидуального двигательного режима.

В случае, если речь ребенка малопонятна или практически недоступна, используются технологии невербальной коммуникации (карточки, предметы).

По мере овладения ребенком практическими действиями необходимо сокращать объем оказания помощи от полного сопровождения всей операции (цепочки действий) к отдельным действиям, а также изменять характер помощи от неречевого (действий, предметов, жестов) к речевому (прямому указанию на недочеты, оценке действия, поощрению).

При беседе с ребенком постарайтесь находиться на одном уровне с ним, лучше присесть рядом с ним.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Детям с ТНР требуется больше времени для восприятия и понимания речи; внятного произношения слов и согласования слов в предложении; запоминания произвольного и осознанного выражения мысли.

Детям с ТНР нужна помощь для восприятия и понимания речи, для запоминания         и тем более для воспроизведения                                            последовательности событий и сюжетных линий текста.

Быстрое утомление и снижение работоспособности требует спокойного темпа обучения.

Дети с ТНР долго не включаются в выполнение задания, могут иметь двигательные расстройства. Им легче выполнять импульсивные и хаотичные

движения.

Рекомендуется проконсультироваться с логопедом по каждому конкретному ученику для понимания общего недоразвития речи.

Предлагая задание, необходимо учитывать, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ребенка на занятиях могут различаться при выполнении разных типов заданий.

Необходимо ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, стараться не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

Рекомендуется     рационально    использовать разнообразный      наглядный     материал      в соответствии с образовательными задачами. Необходимо больше говорить с ребенком, озвучивая      все      действия,      комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносить их четко, терпеливо,

доброжелательно.

Дети с задержкой психического развития характеризуются              недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, преобладанием                 игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности.

Детям трудно соблюдать принятые в организации образования нормы поведения.

Дети с задержкой психического развития всегда нуждаются в особом внимании, так как испытывают трудности в самостоятельной организации своей деятельности.

Испытываемые           ими            трудности усугубляются их нервной системой: быстро

Необходимо учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и ближайшего развития.

Необходимо проговаривать вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, при этом не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

Ни в коем случае нельзя оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими детьми. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ребенка и оценивать не столько конечный результат, сколько            познавательный           процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.

утомляются, работоспособность их падает,

а иногда просто перестают выполнять начатую работу.


Особенности                              организации образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта

При легких формах умственной отсталости заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Изменения в физическом состоянии имеют место при врожденных заболеваниях, особенно связанных с нарушением хромосомного набора (например, болезнь Дауна, а также при наследственных формах олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ). Конечная цель обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта – это социальная адаптация и профессионально- трудовая подготовка.

При включении ученика с умственной отсталостью в обычный класс педагогический совет школы утверждает для такого ученика индивидуальный учебный план и индивидуальные учебные программы, составленные на основе Типовых учебного плана и программ для обучающихся с умственной отсталостью (легкой или умеренной).

Необходимо дозировать объем и сложность учебного задания с учетом работоспособности и интеллектуальных возможностей ученика; использовать предметно-практическую деятельность, которая создает условия для понимания учебного материала.

Основными видами деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью должны быть: наблюдение живой и неживой природы и явлений социальной жизни; предметно-практическая деятельность; игровые действия и игровая деятельность; хозяйственно-трудовая деятельность обучающихся; социально- бытовая деятельность; коммуникация с

обучающимися и взрослыми ближайшего окружения.

Дети           с           эмоционально-волевыми расстройствами (нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения). Ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным в какой-то области, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную ловкость.

Такие    дети    могут    иметь    особенности познавательной активности:

  • отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира;
  • не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства;
  • замедленная обработка информации;
  • невозможность разделения внимания и отсутствие совместного внимания;

Все педагоги и специалисты, работающие с обучающимся, должны принять общий подход относительно образовательного процесса, отклика на поведение ребенка, особенно в связи с использованием поощрений и наказаний и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

Часто сопровождение педагогом-ассистентом является необходимым условием для успешного включения ребенка с аутизмом в образовательную среду, особенно на период его адаптации.

Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Обучение должно проходить в позитивной атмосфере.

Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Знание алгоритма – это сильная сторона детей с аутизмом. Нужно учить один раз и

правильно. Один алгоритм для среднего и старшего возраста. Переучивать нельзя!

  • фрагментарность зрительного внимания с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения и другие; Особенности   в                        области           социального взаимодействия:
  • нарушения контактов с близкими людьми;
  • отсутствие улыбки в ответ на обращение взрослого;
  • отсутствие адекватного контакта с детьми: не замечает других детей, почти или совсем не пытается дружить, общаться;
  • отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе и др.

Особенности поведения:

  • стереотипные (повторяющиеся) движения: постукивает пальцем, потряхивает рукой, раскачивается и др.;
  • чрезвычайно чувствителен к некоторым звуковым раздражителям; не реагирует на некоторые звуковые раздражители;
  • чрезмерное сосредоточение внимания на каких-либо предметах;
  • может испытывать множественные страхи: страх различных бытовых шумов, шелест газеты, жужжание комара, страхи, связанные с тактильной гиперестезией, но

не бояться реальной опасности и др.

Предлагаются следующие пути преодоления специфических характеристик ребенка с аутизмом:

- доносить информацию через схемы, наглядные картинки; избегать переутомления; четко организовывать учебное пространство; использовать подписанные системы хранения; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к ребенку по имени; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

При условии отсутствия страха нового помещения важно постепенно знакомить ребёнка с пространством организации образования, показав, где находится класс, где проходят занятия, где дети едят и др.;

Для обозначения личных мест ребенка в классе (шкафчик, парта) можно использовать визуальные маркеры: определенная картинка, если ребенок умеет читать – его имя.

Педагогам            необходимо            объяснять обучающимся класса и их родителям причины, по которым ребенок с аутизмом ведет себя не так, как их сверстники. Необходимо прививать уважение к разнообразию окружающих.

 




 
 


При реализации учебной программы необходимо соблюдать принципы универсального дизайна, поскольку это поможет педагогу настроить учебный процесс для всех обучающихся, независимо от их способностей, возраста, пола или культурного и языкового опыта. Данный подход представляет собой план разработки стратегий, материалов, оценок и инструментов для охвата и обучения детей с различными потребностями.

Таким образом, образовательная среда школы должна удовлетворять потребностям всех обучающихся, при этом необходимым элементом в реализации инклюзивного образования становится качество образования, и право на образование рассматривается, как не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого ребенка в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни.




При оценивании учебных достижений система оценивания не только объективно показывает достижения в обучении детей с особыми потребностями, но и является основой для построения дальнейших шагов психолого- педагогической поддержки их в образовательном процессе.

Система оценивания является основным средством измерения достижений и диагностики проблем обучения в условиях инклюзии, позволяющее определять качество образовательного процесса, принимать решения по стратегии и тактикам обучения, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов. Необходимо учитывать, что при оценивании образовательных достижений важное значение имеет соотношение полученных результатов и запланированных целей при обучении.

При оценивании учебных достижений в инклюзивной среде необходимо как можно бережнее относиться к психике обучающихся, избегать травмирующих ее ситуаций, учитывать психофизиологические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями.

Согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от

18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» при оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями учитель использует дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносит изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося, в том числе при реализации индивидуальных учебных программ.

 




 
 


Организация службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в организациях среднего образования


В процессе развития инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса.

Важной задачей в школах страны является организация службы психолого- педагогического сопровождения обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей   и   индивидуальных   возможностей.   Под

«сопровождением» нужно понимать взаимодействие и преемственность в работе всех участников образовательного процесса (администрацию, учителей, специалистов, родителей и обучающихся). Сопровождение ребенка должно начинаться с момента его поступления в ту или иную организацию образования и продолжаться до окончания обучения, а в некоторых случаях бывает необходимо и далее.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования рассматривается как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, своевременное определение возможных путей оптимального развития. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Таким образом, служба сопровождения представляет собой объединение педагогов и специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогической поддержки. Также в команду службы психолого- педагогического сопровождения может входить педагог-ассистент. Следовательно, обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка требует командного подхода, знаний, опыта и тесного взаимодействия педагогов и специалистов. Команда данной службы организует работу с педагогами и родителями с целью вовлечения их в реализацию индивидуального образовательного маршрута, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и их успешной социализации.

В настоящее время нормативными правовыми актами в стране закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ООП.

Обращаем внимание педагогов на то, что в январе 2022 года утверждены приказы Министра образования и науки Республики Казахстан:

  1. Приказ от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей»;
  2. Приказ от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого- педагогического сопровождения в организациях образования».

В приказе «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей» определен порядок оценки особых образовательных потребностей в зависимости от причин трудностей обучения. Даны характеристики групп детей и виды образовательных потребностей в зависимости от причин трудностей обучения.

В приказе «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» утвержден порядок, содержание, условия психолого-педагогического сопровождения в организациях образования. Дано описание этапов осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в организациях образования, состав участников данного процесса, их функции. В Правилах указывается, что контроль процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляет администрация организации образования на основе нормативных правовых актов, должностных обязанностей участников образовательного процесса.

Также необходимо напомнить о дополненном подпункте 4-1 в п. 3 статьи 45 Закона РК «Об образовании», в котором говорится, что «…руководитель организации образования в порядке, установленном законами Республики Казахстан, несет ответственность за нарушение типовых правил приема на

обучение в организации образования или несоздание специальных условий для получения образования…».

Профессиональная ориентация обучающихся с ООП должна проводиться с целью определения их способности к профессиональному обучению с учётом состояния здоровья, психофизиологических возможностей, психологических особенностей, способностей, интересов и склонностей, оказания содействия в профессиональном         самоопределении.        Для   того, чтобы         профессиональное самоопределение обучающихся с ООП было успешным, важно развивать у них позитивное отношение к себе, своим возможностям, осознание необходимости адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей. В связи с этим профессиональное ориентирование обучающихся с ООП необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей, адаптировать к возможностям обучающихся с ООП методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, корректировать профессиональные планы обучающихся с ООП в соответствии с их возможностями на протяжении всего периода профориентации.

В инклюзивной среде у обучающихся с ООП развивается самооценка и уверенность в своих силах, они могут сознательно выбрать направление подготовки, которое в дальнейшем поможет им трудоустроиться по интересующей их профессии.

 




 
 




]]>
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования


В Казахстане, как и во многих странах мира, инклюзивное образование является важнейшим направлением развития системы образования, поскольку в развитом международном сообществе инклюзивное образование признано в качестве инструмента реализации права каждого человека на образование.

Важной задачей нашего государства в области развития образования является обеспечение каждому ребенку равного доступа к качественному образованию.

В своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент страны Касым-Жомарт Токаев указал на то, что «…помимо решения насущных вопросов предстоит разработать и системные меры по обеспечению равенства возможностей для детей». При этом он подчеркнул, что «…наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения». В Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания стран» глава государства также отметил, что «наше образование должно быть доступным и инклюзивным».

В последние годы в стране достаточно большими темпами развивается инклюзивная политика, ратифицирован ряд международных документов, внесено много изменений в законодательные и нормативные правовые акты, проходят обсуждения на различных уровнях с участием всех заинтересованных сторон.

Предлагаем в помощь администрации школ и педагогов обзор нормативных правовых документов, имеющих ключевое значение для реализации принципа доступности и инклюзивности в образовательном процессе школ страны.


  • Рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды

На основе инклюзивной политики и инклюзивной культуры необходимо во всех организациях образования развивать инклюзивную практику. Эффективная реализация процесса включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс невозможна без глубокого понимания и соблюдения основополагающих принципов инклюзивной педагогики.

Напомним восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека*.

 




 
 


Инклюзивное образование представляет собой подход предусматривающий равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на совместное обучение со сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, культурной, социальной, этнической, расовой, религиозной принадлежности.

Следовательно, миссия организации образования состоит в удовлетворении адекватным образом разнообразных образовательных потребностей всех обучащихся.

Педагогам необходимо помнить о том, что у обучающихся различные интеллектуальные способности, разная обучаемость, к примеру: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, и, соответственно, большее число повторений для его закрепления, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное.

Уровень освоения детьми программного материала связан с применением технологии уровневой дифференциации обучения. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит с целью обучения каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп. Педагоги оказывают помощь обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей путем использования дифференцированных заданий, различных методов, основанных на адаптации учебных программ.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных обучащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации учитывает познавательные потребности учеников и их индивидуальные особенности.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Основной задачей индивидуального подхода в процессе обучения является предупреждение пробелов в знаниях обучающихся. При этом главное внимание уделяется организации коллективной работы обучающихся. Педагогу необходимо предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у отдельных обучающихся. В связи с этим он может рекомендовать таким обучащимся заранее прочитать материал в учебнике, обратиться к таблице, предложить еще раз выполнить аналогичное упражнение, задать наводящие вопросы, которые направляют мысль обучающегося.

Индивидуальный подход к обучению детей с ООП требует учета специфики каждого предмета. Педагогу необходимо создавать в классе такие условия, при которых обучающийся в любое время может задать любой вопрос. Овладение методами работы с детьми с ООП зависит от глубины изучения всего комплекса показателей, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. При этом важным является учет следующих характеристик личности:

  • первичные особенности, влияющие на физическое и психическое развитие ребенка;
  • состояние речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей;
  • особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым обучающимся. Необходимо помнить о том, что для некоторых детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

Важной особенностью деятельности педагога в условиях инклюзивного образования является многовекторность и разновариантность профессиональных действий. Среди множества задач, которые решает учитель на уроке, главной из них является включение каждого ребенка в различные виды деятельности в сочетании с созданием ситуации успеха.

В соответствии  с   приказом  МОН   РК   от   12   января   2022   года

№ 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» определены следующие группы детей с особыми образовательными потребностями:

  1. c поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушения воспитания в семье, детско- родительские и внутрисемейные отношения);
  2. c барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска; дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов);
  3. c ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

Ниже приводятся рекомендации и ссылки на ресурсы для педагогов в построении стратегии обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей.


Особые образовательные потребности

Стратегия учителя

С поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными

психологическими факторами (нарушения воспитания в семье, детско-родительские и внутрисемейные отношения)

Дети с выраженной виктимностью в поведении. Эту группу детей также можно подразделить на несколько категорий:

  • дети, страдающие соматическими заболеваниями, либо ослабленные, часто и длительно болеющие дети;
  • гипоактивные или медлительные дети;
  • депрессивные дети;

Дети с нарушениями в эмоционально- волевой сфере (в основном подростки).

  • гиперактивные дети, а также дети с синдромом дефицита внимания;
  • агрессивные дети;
  • дети с девиантным поведением;

Каждый конкретный опыт работы с детьми данной категории имеет индивидуальный характер. Все стратегии учителей определяются в сотрудничестве с семьей, психологом и с другими специалистами, кто может оказать помощь в адаптации и организации учебного процесса.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Трудности детей-сирот в обучении в школе и впоследствии неуспех их социализации в современном            обществе обусловлены специфическим социальным опытом сиротства, который включает в себя:

- травму привязанности и опыт депривации основных потребностей;

Трудности детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть компенсированы:

  • щадящими требованиями к успеваемости ребенка на начальных этапах его адаптации в приемной семье;
  • использованием нестандартных форм обучения: обучение в разновозрастных группах,   где      реализуются   эффективные

механизмы посредничества; участие старших

детей в обучении младших, формы взаимообучения;

- опорой на интерес ребенка, когда опыт успеха в одной деятельности может быть перенесен в другие сферы деятельности.

С барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети,

испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов)

Образовательные потребности ребенка- кандаса связаны с пятью разными группами характеристик: язык, базовые знания, эмоциональное состояние, социальные навыки, культурные нормы и правила. Эти образовательные потребности связаны, в первую очередь с языковыми проблемами, что предполагает особый подход к организации изучения государственного языка.

Ребенок, оказавшийся в трудной ситуации (мигрантов, беженцев), нуждается в социализации.

Необходимо учитывать языковые проблемы на любом уроке и использовать ряд приёмов, помогающих ученику справляться с учебной деятельностью. В частности ребёнку может быть предоставлен выбор способов (устная или письменная форма ответа, графическое или образное представление) и темп выполнения задания, увеличено время на выполнение работы, возможность использовать графические схемы, краткие инструкции, алгоритмы в виде пиктограмм.

С ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития

и эмоционально-волевыми расстройствами).

Неслышащие дети

Неслышащие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы.

Даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, неслышащие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Устная речь таких детей самостоятельно не развивается, поэтому их необходимо включать в длительную систематическую коррекционно-развивающую работу.

Необходимо знать, что дети с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя способами: слухо- зрительно, на слух, зрительно.

Обязательным условием успешного обучения ребенка с нарушением слуха в организации образования является адекватное определение степени нарушения слуховой функции и медикаментозное сопровождение, подбор модели слухового аппарата, его точная настройка с индивидуально изготовленным вкладышем и в соответствии с аудиограммой ребенка.

Совместно с формированием словесной речи в устной и письменной формах идет процесс развития познавательной деятельности личности ребенка.

Рекомендуется говорить, всегда находясь лицом к ребенку. Не двигаться слишком много по классу, что позволит ученику читать по губам. Поощрять работу в парах (помощь соседа по парте в указании страницы, задачи, инструкции и т.д.).

Слабослышащие дети

Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости.

У детей этой категории вибрационная чувствительность развита хорошо, поэтому

Педагогам рекомендуется использовать в общении с таким ребенком все возможные и доступные для него средства: устная речь, естественные жесты, мимика и другие.

Вопросы нужно ставить четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в

содержание, при этом стараться не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать.

В учебном процессе необходимо использовать как можно шире иллюстративный материал. Объём и содержание заданий на слушание и

говорение можно изменять в зависимости от психоречевого развития обучающегося.

Незрячие дети

Потеря зрения приводит к ограничению восприятия окружающего мира, что сказывается на темпе развития ребенка: недостаточный                                           уровень наглядно- образных                                представлений, пространственного                      мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие крупной и мелкой моторики, являющиеся причинами затруднений при обучении чтению, письму, счету, рисованию и др.

Нарушения зрения вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и др.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущения, восприятия, представлений и др.

Обучение незрячих детей в школе должно осуществляться с учётом особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недостаточно развитых функций.

Необходимо научить обучающегося владению приемами и способами ориентировки в предметно-пространственной и учебной среде:

  • на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву, клетку прибора);
  • умению правильно размещать на парте учебные принадлежности; свободно ориентироваться в приборе Л. Брайля; использовать освоенные речевые формы устной и письменной речи для коммуникации и др.;

Необходимо научить обучащихся обращаться за помощью к педагогу, одноклассникам при

поиске школьных принадлежностей.

Слабовидящие дети

Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

У детей со зрительными нарушениями замедленный темп, высокая зрительная утомляемость, требуется частый отдых для глаз.

Обучающимся данной группы характерны: снижение общей и зрительной работоспособности;                   замедленное формирование предметно-практических действий; возникновение трудностей в

овладении измерительными навыками и другие.

Необходимо ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ученика. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы он неукоснительно выполнял эти требования. При общении с ребенком не рекомендуется стоять против света, на фоне окна. Следует давать больше времени для выполнения заданий.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо узнаваемый по цвету, контуру, силуэту.

Во время урока рекомендуется называть каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто говорит.

Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют широкую и неоднородную группу, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены врожденными или рано приобретенными заболеваниями и

повреждениями.

Рекомендуется:

  • обеспечение безбарьерного пространства;
  • создавать зоны для отдыха, занятий;
  • соблюдать санитарно-бытовые, социально- бытовые условия в соответствии с двигательной патологией.

Желательно чтобы в школе был специально оборудованный медицинский кабинет и оборудованный зал для лечебной физической культуры.

Детям    с    неврологическим    характером двигательных      расстройств       требуется психолого-педагогическое                          и логопедическое сопровождение, а также оказание лечебной и социальной помощи. Дети              с     ортопедическим      характером двигательных расстройств нуждаются в психологической поддержке и соблюдении щадящего индивидуального двигательного режима.

В случае, если речь ребенка малопонятна или практически недоступна, используются технологии невербальной коммуникации (карточки, предметы).

По мере овладения ребенком практическими действиями необходимо сокращать объем оказания помощи от полного сопровождения всей операции (цепочки действий) к отдельным действиям, а также изменять характер помощи от неречевого (действий, предметов, жестов) к речевому (прямому указанию на недочеты, оценке действия, поощрению).

При беседе с ребенком постарайтесь находиться на одном уровне с ним, лучше присесть рядом с ним.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Детям с ТНР требуется больше времени для восприятия и понимания речи; внятного произношения слов и согласования слов в предложении; запоминания произвольного и осознанного выражения мысли.

Детям с ТНР нужна помощь для восприятия и понимания речи, для запоминания         и тем более для воспроизведения                                            последовательности событий и сюжетных линий текста.

Быстрое утомление и снижение работоспособности требует спокойного темпа обучения.

Дети с ТНР долго не включаются в выполнение задания, могут иметь двигательные расстройства. Им легче выполнять импульсивные и хаотичные

движения.

Рекомендуется проконсультироваться с логопедом по каждому конкретному ученику для понимания общего недоразвития речи.

Предлагая задание, необходимо учитывать, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ребенка на занятиях могут различаться при выполнении разных типов заданий.

Необходимо ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, стараться не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

Рекомендуется     рационально    использовать разнообразный      наглядный     материал      в соответствии с образовательными задачами. Необходимо больше говорить с ребенком, озвучивая      все      действия,      комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносить их четко, терпеливо,

доброжелательно.

Дети с задержкой психического развития характеризуются              недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, преобладанием                 игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности.

Детям трудно соблюдать принятые в организации образования нормы поведения.

Дети с задержкой психического развития всегда нуждаются в особом внимании, так как испытывают трудности в самостоятельной организации своей деятельности.

Испытываемые           ими            трудности усугубляются их нервной системой: быстро

Необходимо учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и ближайшего развития.

Необходимо проговаривать вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, при этом не торопить их с ответом, дать время на обдумывание.

Ни в коем случае нельзя оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими детьми. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ребенка и оценивать не столько конечный результат, сколько            познавательный           процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.

утомляются, работоспособность их падает,

а иногда просто перестают выполнять начатую работу.


Особенности                              организации образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта

При легких формах умственной отсталости заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Изменения в физическом состоянии имеют место при врожденных заболеваниях, особенно связанных с нарушением хромосомного набора (например, болезнь Дауна, а также при наследственных формах олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ). Конечная цель обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта – это социальная адаптация и профессионально- трудовая подготовка.

При включении ученика с умственной отсталостью в обычный класс педагогический совет школы утверждает для такого ученика индивидуальный учебный план и индивидуальные учебные программы, составленные на основе Типовых учебного плана и программ для обучающихся с умственной отсталостью (легкой или умеренной).

Необходимо дозировать объем и сложность учебного задания с учетом работоспособности и интеллектуальных возможностей ученика; использовать предметно-практическую деятельность, которая создает условия для понимания учебного материала.

Основными видами деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью должны быть: наблюдение живой и неживой природы и явлений социальной жизни; предметно-практическая деятельность; игровые действия и игровая деятельность; хозяйственно-трудовая деятельность обучающихся; социально- бытовая деятельность; коммуникация с

обучающимися и взрослыми ближайшего окружения.

Дети           с           эмоционально-волевыми расстройствами (нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения). Ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным в какой-то области, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную ловкость.

Такие    дети    могут    иметь    особенности познавательной активности:

  • отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира;
  • не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства;
  • замедленная обработка информации;
  • невозможность разделения внимания и отсутствие совместного внимания;

Все педагоги и специалисты, работающие с обучающимся, должны принять общий подход относительно образовательного процесса, отклика на поведение ребенка, особенно в связи с использованием поощрений и наказаний и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

Часто сопровождение педагогом-ассистентом является необходимым условием для успешного включения ребенка с аутизмом в образовательную среду, особенно на период его адаптации.

Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Обучение должно проходить в позитивной атмосфере.

Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Знание алгоритма – это сильная сторона детей с аутизмом. Нужно учить один раз и

правильно. Один алгоритм для среднего и старшего возраста. Переучивать нельзя!

  • фрагментарность зрительного внимания с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения и другие; Особенности   в                        области           социального взаимодействия:
  • нарушения контактов с близкими людьми;
  • отсутствие улыбки в ответ на обращение взрослого;
  • отсутствие адекватного контакта с детьми: не замечает других детей, почти или совсем не пытается дружить, общаться;
  • отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе и др.

Особенности поведения:

  • стереотипные (повторяющиеся) движения: постукивает пальцем, потряхивает рукой, раскачивается и др.;
  • чрезвычайно чувствителен к некоторым звуковым раздражителям; не реагирует на некоторые звуковые раздражители;
  • чрезмерное сосредоточение внимания на каких-либо предметах;
  • может испытывать множественные страхи: страх различных бытовых шумов, шелест газеты, жужжание комара, страхи, связанные с тактильной гиперестезией, но

не бояться реальной опасности и др.

Предлагаются следующие пути преодоления специфических характеристик ребенка с аутизмом:

- доносить информацию через схемы, наглядные картинки; избегать переутомления; четко организовывать учебное пространство; использовать подписанные системы хранения; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к ребенку по имени; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

При условии отсутствия страха нового помещения важно постепенно знакомить ребёнка с пространством организации образования, показав, где находится класс, где проходят занятия, где дети едят и др.;

Для обозначения личных мест ребенка в классе (шкафчик, парта) можно использовать визуальные маркеры: определенная картинка, если ребенок умеет читать – его имя.

Педагогам            необходимо            объяснять обучающимся класса и их родителям причины, по которым ребенок с аутизмом ведет себя не так, как их сверстники. Необходимо прививать уважение к разнообразию окружающих.

 




 
 


При реализации учебной программы необходимо соблюдать принципы универсального дизайна, поскольку это поможет педагогу настроить учебный процесс для всех обучающихся, независимо от их способностей, возраста, пола или культурного и языкового опыта. Данный подход представляет собой план разработки стратегий, материалов, оценок и инструментов для охвата и обучения детей с различными потребностями.

Таким образом, образовательная среда школы должна удовлетворять потребностям всех обучающихся, при этом необходимым элементом в реализации инклюзивного образования становится качество образования, и право на образование рассматривается, как не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого ребенка в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни.




При оценивании учебных достижений система оценивания не только объективно показывает достижения в обучении детей с особыми потребностями, но и является основой для построения дальнейших шагов психолого- педагогической поддержки их в образовательном процессе.

Система оценивания является основным средством измерения достижений и диагностики проблем обучения в условиях инклюзии, позволяющее определять качество образовательного процесса, принимать решения по стратегии и тактикам обучения, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов. Необходимо учитывать, что при оценивании образовательных достижений важное значение имеет соотношение полученных результатов и запланированных целей при обучении.

При оценивании учебных достижений в инклюзивной среде необходимо как можно бережнее относиться к психике обучающихся, избегать травмирующих ее ситуаций, учитывать психофизиологические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями.

Согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от

18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» при оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями учитель использует дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносит изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося, в том числе при реализации индивидуальных учебных программ.

 




 
 


Организация службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в организациях среднего образования


В процессе развития инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса.

Важной задачей в школах страны является организация службы психолого- педагогического сопровождения обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей   и   индивидуальных   возможностей.   Под

«сопровождением» нужно понимать взаимодействие и преемственность в работе всех участников образовательного процесса (администрацию, учителей, специалистов, родителей и обучающихся). Сопровождение ребенка должно начинаться с момента его поступления в ту или иную организацию образования и продолжаться до окончания обучения, а в некоторых случаях бывает необходимо и далее.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования рассматривается как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, своевременное определение возможных путей оптимального развития. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Таким образом, служба сопровождения представляет собой объединение педагогов и специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогической поддержки. Также в команду службы психолого- педагогического сопровождения может входить педагог-ассистент. Следовательно, обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка требует командного подхода, знаний, опыта и тесного взаимодействия педагогов и специалистов. Команда данной службы организует работу с педагогами и родителями с целью вовлечения их в реализацию индивидуального образовательного маршрута, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и их успешной социализации.

В настоящее время нормативными правовыми актами в стране закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ООП.

Обращаем внимание педагогов на то, что в январе 2022 года утверждены приказы Министра образования и науки Республики Казахстан:

  1. Приказ от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей»;
  2. Приказ от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого- педагогического сопровождения в организациях образования».

В приказе «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей» определен порядок оценки особых образовательных потребностей в зависимости от причин трудностей обучения. Даны характеристики групп детей и виды образовательных потребностей в зависимости от причин трудностей обучения.

В приказе «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» утвержден порядок, содержание, условия психолого-педагогического сопровождения в организациях образования. Дано описание этапов осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в организациях образования, состав участников данного процесса, их функции. В Правилах указывается, что контроль процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляет администрация организации образования на основе нормативных правовых актов, должностных обязанностей участников образовательного процесса.

Также необходимо напомнить о дополненном подпункте 4-1 в п. 3 статьи 45 Закона РК «Об образовании», в котором говорится, что «…руководитель организации образования в порядке, установленном законами Республики Казахстан, несет ответственность за нарушение типовых правил приема на

обучение в организации образования или несоздание специальных условий для получения образования…».

Профессиональная ориентация обучающихся с ООП должна проводиться с целью определения их способности к профессиональному обучению с учётом состояния здоровья, психофизиологических возможностей, психологических особенностей, способностей, интересов и склонностей, оказания содействия в профессиональном         самоопределении.        Для   того, чтобы         профессиональное самоопределение обучающихся с ООП было успешным, важно развивать у них позитивное отношение к себе, своим возможностям, осознание необходимости адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей. В связи с этим профессиональное ориентирование обучающихся с ООП необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей, адаптировать к возможностям обучающихся с ООП методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, корректировать профессиональные планы обучающихся с ООП в соответствии с их возможностями на протяжении всего периода профориентации.

В инклюзивной среде у обучающихся с ООП развивается самооценка и уверенность в своих силах, они могут сознательно выбрать направление подготовки, которое в дальнейшем поможет им трудоустроиться по интересующей их профессии.

 




 
 




]]>
admin Mon, 05 Sep 2022 02:04:03 +0600