Кадровый потенциал педагогического коллектива КГУ СОШ №9 г.Семей на июнь 2023 года
В 2022-2023 учебном году администрация школы и весь педагогический коллектив КГУ СОШ №9 работали над созданием оптимальных условий проведения учебно-воспитательного процесса в режиме повышения качества предоставляемых образовательных услуг, непрерывного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Главным ресурсом повышения качества образования является кадровый ресурс. Думать о будущем школы одна из главных задач администрации, которая связана с учительскими кадрами. Кадры являются основой любой школы. Внутришкольное управление кадрами строится таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий, от чего в большей степени зависит успех функционирования школы. Администрация помагает каждому учителю быть личностью, раскрывая его потенциальные возможности. Для оценки профессионального уровня педагогических и руководящих кадров проводится ежегодный анализ кадрового потенциала и свод работоспособности педагогического коллектива.
Педагогические кадры, в школе расставлены и подобраны рационально и эффективно согласно образованию и специальности. На конец учебного 2022-2023 учебного года: 95 педагога, из них 86 учителей. А также 4 учителя находятся в декретном отпуске. Имеются 2 вакансии (ставка учителя русского языка и литературы и ставка учителя физики). Штатный состав укомплектован не полностью, лишь на 98%.
Отсюда следует, что на 01.06.2023 год в школе работает 95 педагогов, их них:
- 86 учителей (6 чел. – администрация; 20 учителей начального звена; 60 учителей средней и старшей ступеней обучения);
- 9 педагогов (старший вожатый – 1 чел., педагог – психолог – 2 чел., социальный педагог – 1 чел., педагог-профориентатор – 1 чел., воспитатель предшкольной подготовки – 1 чел., воспитатель-офицер – 1 чел., и 2 педагога, работающие вне школы при МЦГМУ).
В школе также имеются лица, не являющиеся педагогическими работниками: библиотекари – 2 чел.
Педагогический состав
№ | Учебный год | Кол-во педагогов | Из них кол-во учителей |
1 | 2019-2020 | 80 | 74 |
2 | 2020-2021 | 84 | 76 |
3 | 2021-2022 | 88 | 81 |
4 | 2022-2023 | 95 | 86 |
Текучесть кадров не наблюдается: происходит увеличение количества учителей, за счет молодых специалистов, поскольку увеличивается контингент учащихся. Отсюда следует положительная динамика на увеличение коллектива учителей = +7.
Следует также отметить, что наметилась тенденция омолаживания педагогического коллектива. Средний возраст педагогического коллектива составляет 42 года. В разрезе по категориям педагогический коллектив имеет следующий средний возрастной состав:
- Администрация – 54 года
- Учителя среднего и старшего звена – 43 год
- Учителя начальной ступени- 43 года
- Педагогические работники – 40 лет
- Учителя в декретном отпуске – 32 года
В исследуемый период произошел приток мужчин в педагогический коллектив школы. В текущий момент в школе работают 16 (17%) учителей мужского пола, среди них учителя истории, математики, информатики, физической культуры, художественного труда, НВП и воспитатель-офицер. Средний возраст мужчин = 39 лет.
Образовательный уровень педагогического коллектива соответствует квалификационным категориям. Из 95 (99) педагога (включая декретников) с высшим образованием – 91 человека (95%) и 4 учителя со средним педагогическим образованием (из них 3 чел. молодые специалиста, 2 чел. из которых обучаются в ВУЗе).
Образование учителей (86 учителей без учета декретников) в разрезе по ступеням обучения:
- в начальном звене 2 учителя со средним педагогическим образованием и 18 учителей имеют высшее образование (90%)
- в среднем и старшем звене 2 учителя со средним педагогическим образованием и 64 учителей имеют высшее образование (96%)
В коллективе 20 педагогов (21%) имеют послевузовское образование и академическую степень магистра (в т.ч. ЗД УМР – Павлова И.Ю. имеет степень магистра с 2003г.). Кроме этого, необходимо отметить, что учителя школы стремятся повысить свой научно-педагогический уровень и охотно обучаются в магистратуре, так на текущий момент 3 педагога (3%) обучаются в магистратуре на втором курсе.
Доля педагогов, имеющих высшее (послевузовское) педагогическое образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку (2 учителя информатики) – (из 95 педагогов – 91 с высшим образованием), доля = 95% (оценка 4 балла).
Коллективом школы управляет опытная администрация, педагогический стаж более 20 лет (административный стаж более 10 лет). В школе хорошо поставлена работа с молодыми специалистами (возраст до 30 лет – 12 человек) и вновь прибывшими педагогическими кадрами, поскольку 46% (40 учителей) имеют стаж свыше 20 лет, что свидетельствует о профессиональном опыте педагогического коллектива.
Стаж учителей (86 учитель без учета декретников) в разрезе по ступеням обучения:
- в начальном звене 20 учителей, из них имеют пед.стаж до 5 лет = 3 чел. (15%); 9 чел. (45%) имеют пед.стаж свыше 20 лет.
- в среднем и старшем звене 66 учителей, из них имеют пед.стаж до 5 лет = 12 чел. (18%) – в т.ч. 1 (1,5%) молодой специалист; 28 чел. (42%) имеют пед.стаж свыше 20 лет.
Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствии занимаемой должности в порядке, установленном Законом РК «Об образовании». В школе созданы необходимые условия для проведения аттестации: своевременно изданы распорядительные документы, определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого, проводятся консультации, мероприятия по плану ВШК.
Аттестация педагогических кадров в КГУ СОШ №9 проходит в соответствии с нормативными документами, регламентирующими и обеспечивающими аттестацию руководящих и педагогических работников в новом формате (первый этап аттестации – национальное квалификационное тестирование и второй этап – комплексное аналитическое обобщение итогов профессиональной деятельности педагога), согласно «Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденных приказом МОН РК от 27 января 2016г. №83 и изменения к ним, Типовым квалификационным характеристикам должностей педагогических работников и приравненным к ним лиц, утвержденным приказом МОН РК от 13 июня 2009г. № 338.
Контроль над повышением квалификации педагогов осуществляется на основе перспективного планирования, имеется индикативный план аттестации, списков учителей, подлежащих аттестации в текущем учебном году. Вопросы аттестации рассматриваются на совещаниях при директоре, педсоветах, методических советах школы, планируются во внутришкольном контроле годового плана работы школы. В школе ведутся протоколы педагогических советов школы, протоколы методических советов, протоколы совещаний при директоре, где прослеживаются вопросы по аттестации педагогических кадров.
В школе есть стенд по аттестации учителей, содержащий следующую информацию: правила, план работы школы по аттестации учителей, список аттестуемых учителей на текущий учебный год. Вопросы аттестации рассматриваются на заседаниях предметных МО учителей, проводится мониторинг педагогической деятельности аттестуемых учителей на соответствие заявленных категорий. В школе систематизирована работа по самообразованию, имеются материалы, подтверждающие высокие достижения, представлены доклады выступлений на конференциях различных уровней, мониторинг качества знаний учащихся за 3 года, сертификаты, подтверждающие прохождение курсов по повышению квалификации. Согласно анализу, годовых и полугодовых контрольных работ в классах, где работают аттестуемые учителя, наблюдается повышение качества знаний учащихся, видна индивидуальная работа с учащимися. План учебно-воспитательной работы в школах содержит раздел по работе аттестации учителей, включающий в себя работу аттестационной комиссии, заседания аттестационной комиссии, а также имеются положения о проведении аттестации, положение об аттестационной комиссии, положение об экспертной группе, рассмотренные на педагогическом совете школы, утвержденные директором, председателем профсоюзного комитета школы.
В период проведения аттестации в школе работают школьные аттестационная комиссия и экспертная группа, материалы заседания школьной аттестационной комиссии фиксируются в протоколах, результаты аттестации оформляются приказами. Отслеживаются карты профессионального роста педагогов, портфолио к аттестации учителя оформляются с учетом методических рекомендаций и требований, документы претендентов на первую и высшую квалификационную категорию передаются для рассмотрения в городскую экспертную комиссию. Заявления о прохождении аттестации фиксируются в журнале учета и подтверждаются расписками аттестуемых педагогов. Удостоверения о присвоении категории регистрируются в журнале, о чем свидетельствуют подписи аттестуемых учителей. Вся информация о прохождении аттестации имеется в личных делах учителей (приказ о категории, копия удостоверения, запись в трудовой книжке о присвоенной категории).
В текущем учебном году работают учителя, которые аттестовались еще в старом формате (без педмастерства). В сентябре 2022 года школьной аттестационной комиссией была присвоена квалификация «педагог», тем учителям, которые успешно прошли стажировку молодого специалиста и с кем были продлены трудовые договора, а именно: Алкебаева А.Е., Ким А.В., Беркова-Байдаева К.А., Шиндалинов А.С., Серик А.С., Нурлыбаев Е.Н. – (всего 6 чел.). Квалификационная категория была снижена до категории «педагог» учителям предпенсионного возраста, которые не стали проходить аттестацию в новом формате (Мовенко Н.Е. и Хасенова Л.В.). Учителю казахского языка и литературы квалификационная категория была снижена до категории «педагог», так как данный учительне сдал Квалтест в прошлую аттестацию. Заместители директора (Каримова А.А. – ЗД УР и Согрешилина Е.А. – ЗД УВР) в текущем году успешно прошли аттестацию на заместителя руководителя второй категории. На майскую аттестацию: 3 претендента на «педагог-исследоватедь», 2 претендента на «педагог-эксперт» и 9 претендентов на «педагог-модератор». Все претенденты успешно прошли первый этап аттестации (экспертиза портфолио) на заявленную категорию и были допущены ко второму этапу аттестации – ОПЗ (в данный момент документы на рассмотрении в комиссиях соответствующего уровня).
Результативность прохождения аттестацию в новом формате
№ | Год прохождения аттестации | Дата прохождения | Присвоение категория педмастерства | Всего: | |||
Педагог-мастер, учитель высшей категории | Педагог-исследователь, учитель высшей категории | Педагог – эксперт, учитель первой категории | Педагог-модератор, учитель второй категории | ||||
1 | 2018-2019 уч.год | декабрь 2018г. | 1 | 9 | 3 | 6 | 19 |
2 | май 2019г. | 1 | 1 | - | - | 2 | |
3 | 2019-2020 уч.год | декабрь 2019г. | - | 1 | 1 | 4 | 6 |
май 2020г. | - | 5 | 2 | 8 | 15 | ||
4 | 2020-2021 уч.год | декабрь 2020г. | - | - | 3 | 1 | 4 |
май 2021г. | - | 5 | 3 | 6 | 14 | ||
5 | 2021-2022 уч.год | декабрь 2021г. | - | 3 | 1 | 3 | 7 |
май 2022г. | - | - | 2 | 2 | 4 | ||
6 | 2022-2023 уч.год* | Май 2023г. | - | 3* | 2* | 9* | 14* |
Всего: | 2 | 27* | 15* | 39* | 85* |
Примечание: * - план прохождения аттестации в мае 2023 года (документы находятся в комиссиях по уровням прохождения аттестации)
Доля педагогов, которые не реже одного раза в пять лет повышают/подтверждают уровень квалификационной категории (в том числе руководителей не реже одного раза в три года) определяется по следующим показателям, а именно:
1)Аттестация руководителя и заместителей руководителя:
- Артемов А.А. – директор школы, руководитель второй категории (2021г.)
- Павлова И.Ю. – ЗД УМР, заместитель руководителя по УМР второй категории (2021г.)
- Нурикенова Н.Н. – ЗД ВР, заместитель руководителя по ВР первой категории (2021г.)
- Усинова М.Б. – ЗД ВР, заместитель руководителя по ВР второй категории (2021г.)
- Каримова А.К. – ЗД УР, заместитель директора по УР второй категории (2022г.)
- Согрешилина Е.А. – ЗД УВР, заместитель руководителя по УВР второй категории (2022г.).
- Аттестация учителей: завершая 2022-2023 уч.год в коллективе (из 86 учителей) работают 25 «педагогов-исследователей», 16 «педагогов-экспертов, 31 «педагогов модераторов», 8 «педагогов» и 6 учителей без категории (в т.ч. 2 молодых специалиста со стажем до 2 лет, 3 учителя имеют стаж до 5 лет и 1 учитель художественного труда имеет стаж 7 лет. Следовательно он уже должен проходить аттестацию и имеет просрочку, что составляет 2% от общей численности учителей.
Делаем вывод, что доля педагогов, проходящих аттестацию в срок, составляет 98% (оценка 4 балла).
Категорийный состав учителей (86 учитель на 01.06.2023г.) в разрезе по ступеням обучения:
- в начальном звене 20 учителей, из них имеют высшую и первую категорию в т.ч. с педмастерством – 8 учителей (40%)
- в среднем и старшем звене 66 учителей, из них имеют высшую и первую категорию в т.ч. с педмастерством – 33 учителя (50%)
Доля педагогов высшей и первой категории с учетом педмастерства (исследователи и эксперты) от общего числа педагогов начального уровня образования составляет 40% (оценка 4 балла).
Доля педагогов высшей и первой категории с учетом педмастерства (исследователи и эксперты) от общего числа педагогов основного среднего и общего среднего образования составляет 50% из них доля педагогов естественно-математического направления (всего учителей по направлению 20 человек из них 9 учителей имеют данную категорию), что составляет 45% (оценка 4 балла).
Курсовая подготовка и продуктивность систематического обучения педагогов школа проходит в соответствии с индикативным планом, который позволяет контролировать своевременное прохождение педагогами курсов. Надо отметить, что учителя школы серьезно относятся к повышению своего педагогического мастерства, интересуются новыми тенденциями в образовании, охотно проходят курсы, не дожидаясь истечения срока.
В контексте новой парадигмы образования квалификационные курсы по развитию профессиональных компетенций в области педагогического менеджмента в текущем 2022-2023 учебном году прошла вся администрация школы – 6 человек («Менеджмент в образовании. Акселератор успешных организаций образования», 108 часов, ULTYQ USTAZ online academy, г.Астана).
Реализуя программу перехода системы образования на обновленное содержание, 95% педагогов уже прошли предметные курсы по обновленке. В текущем 2022-2023 учебном году Республиканские предметные курсы повышения квалификации носят единую тематику по развитию профессиональных компетенций учителей в рамках изучения сложных тем 5-9 и 10-11 классы, АО НЦПК «Орлеу». Данные 80-часовые курсы прошли 20 педагогов школы и 3 учителя прошли Республиканские предметные курсы «Развитие профессиональной компетентности учителя в организации образования по предмету…», 80 час., КЦППК, г.Алматы.
В ноябре 2022 года 73 учителя школы охотно обучились посредствам прохождения Республиканской серия вебинаров ЦПМ АОО НИШ по теме «Исследование урока (Lesson Study) в практике учителя», 5 часов. А в декабре 2022 года, учителя начальных классов приняли участие в Республиканском онлайн семинаре «Lesson Study – улучшение педагогической практики», 8 час., ИЦ «Сана», г.Астана.
Учителя школы (12 человек), тесно сотрудничают с ИЦ «Сана», г. Нур-Султан, проходят краткосрочные республиканские курсы и обучающие семинары по актуальным вопросам в системе образования, а именно: Республиканский онлайн семинар «Организация научного общества учащихся в школе», 8 час., октябрь; Республиканский онлайн семинар «Воспитание физических качеств на уроках физической культуры», 8 час., ноябрь.
Налажено сотрудничество с Международная Академия наук экологии, инженерии и педагогики, г.Алматы, 5 учителей школы приняли участие в онлайн семинарах: Республиканский (с международным участием) семинар «Нестандартные уроки», 8 час., ноябрь; Республиканский онлайн семинар «Разработка авторских программ», 8 час., декабрь. А также с ТОО «МЦ АСТАТА»: Республиканский онлайн семинар «Графические органайзеры в обучении и самообразовании», 4 часа, сентябрь; Республиканский онлайн семинар «Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета «Физическая культура», 8 час., ноябрь.
В ноябре 2022 года 6 учителей школы продолжили повышать свой профессиональный уровень по цифровой грамотности, прошли обучающий семинар «Освоение платформ Google Jambord. Miro. ISLcollective», «DAMU projct», г.Алматы.
В феврвле 2023 года, учителя (5 чел.) обучались на Республиканских курсах «Трехмерная методическая система обучения», д.п.н., профессор Ж.Караев, 80 часов, ЦПО «ПТТМСО», г.Алматы.
Можно сделать вывод, что прохождение курсовой подготовки осуществляется по актуальным и интересующим темам самообразования учителя. Однако, доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации педагогов (в том числе руководителей, заместителей руководителя) не реже одного раза в три года (входящих в обязательный перечень) не всегда зависит от учителя, заявки подаются своевременно, но для школ с русским языком обучения не всегда набираются группы и в этой связи имеет место не своевременное прохождение обязательных курсов. За три последних года прошли обязательные курсы 72 учителя, что составляет 84% (оценка 3 балла).
Свод работоспособности коллектива (июнь 2023 года)
№ | Показатели работоспособности | Кол-во учителей | % от общего кол-ва | примечание |
1 | Всего педагогических работников | 95 педагогов (86 учителей) | 100% | |
2 | Укомплектованность штата педагогов | 2 вакансии | 98% | |
3 | Доля педагогов, имеющих высшее (послевузовское) педагогическое образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку (2 учителя информатики) | 91(82) | 95% | Оценка 4 балла |
4 | Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации педагогов (в том числе руководителей, заместителей руководителя) не реже одного раза в три года (обязательный формат) | 72 учителя | 84% | Оценка 3 балла |
5 | Доля педагогов, которые не реже одного раза в пять лет повышают/подтверждают уровень квалификационной категории (в том числе руководителей не реже одного раза в три года) | 85 учителей 6 администрация | 98% | Оценка 4 балла |
6 | Доля педагогов высшей и первой категории с учетом педмастерства (исследователи и эксперты) от общего числа педагогов начального уровня образования | 8 из 20 | 40% | Оценка 4 балла |
7 | Доля педагогов высшей и первой категории с учетом педмастерства (исследователи и эксперты) от общего числа педагогов основного среднего и общего среднего образования из них доля педагогов естественно-математического направления (всего учителей по направлению 20 человек из них 9 учителей имеют данную категорию) | 33 из 66 (9 из 20) | 50% (45%) | Оценка 4 балла |
8 | Возрастной ценз (средний возраст) | 42 года | ||
9 | Текучесть кадров (за 3 года) | не наблюдается | динамика +7 чел. | |
10 | Педагогический стаж | 43% учителей со стажем более 20 лет | ||
11 | Наличие мужчин в коллективе | 16 | 17% | |
12 | Имеют академическую степень Магистра | 20 | 21% | |
13 | Имеют государственные награды | 6 | 7% |
исп. Павлова И.Ю – ЗД УМР